Концепция треугольника долженствований


Все ограничивающие установки так или иначе сводятся к представлению человека о том, что кто-то кому-то что-то должен.

 

И здесь есть три опорных точки, от которых исходят вектора долженствований: Я, Люди, Мир (или Жизнь). Мир - это всё то, что не "Я" и не "Люди", т.е. случай, судьба, Бог, вселенная, природа, окружающее пространство, порядок вещей  и пр. И всё ограничивающие верования человека можно свести к шести возможным векторам от одной точки к другой. 

 

А именно: 

 

Я должен Людям, 

Люди должны мне,

 

Я должен Миру,

Мир должен Мне

 

Люди должны Миру,

Мир должен людям.


Чем полезна эта схема? 

 

Пользуясь ей, можно отследить у себя, какие из типов верований у Вас преобладают. И в соответствии с этим выстраивать свою дальнейшую работу более тонко и точно . 

 

Например, если у Вас преобладают идеи о том, что Вы должны всем окружающим, то вполне может быть, что в Вас есть что-то от мышления жертвы. В таком случае очень хорошо уделить более пристальное внимание Авторской Позиции. Однако, это также может означать наличие у Вас синдрома спасателя. Тогда неплохо было бы поработать над выстраиванием личных границ и уделить внимание пониманию и принятию собственных желаний.

 

Если у Вас преобладают идеи о том, что Вам все должны, тогда имеет смысл поработать над собственным центропупизмом и уважению к чужому мнению, отличному от вашего. 

 


Небольшой пример из жизни про ограничивающие установки в целом:

Мы с семьёй любим ходить на батуты летом. Ребёнок очень радуется, а мы с супругой греемся на солнышке в парке. И вот как-то раз мы наблюдали картину: чей-то ребёнок не отпрыгал своё на батуте, и собрался уходить раньше времени. Родители увидели это и начали орать на ребёнка: «Мы заплатили за батут! Иди и веселись быстро! Быстро веселись, кому сказано?!»

 

Ребёнок в плач, родители нервничают, в семье – конфликт.

 

А всё потому, что на лицо явные ограничивающие установки:
а) если я за что-то заплатил, нужно отработать это до конца;

б) ребёнок должен веселиться, если мы так сказали;

в) ребёнок должен слушаться родителей.

 

 

Наверняка это не всё, и там найдётся ещё масса ограничений. 

 

 

(21.07.15)


Дополнительные материалы по теме на "Психологосе":
- Должнонанизм

- Декларация о принятии реальности




Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    игорь (Пятница, 24 Июль 2015 07:36)

    Благодарю, очень толково