О Карме: лженаучная концепция с терапевтической точки зрения

 

Лично я скептически отношусь к различным лженаучным схемам и концепциям, стараясь на своём пути придерживаться вещей обоснованных и проверенных. Однако должен заметить, что даже, если какая-то концепция считается лженаучной, то это ещё не говорит о том, что она категорически бесполезна. Лженаучна — значит не подлежит критериям проверки. Поэтому тут встаёт вопрос уже веры, а не знания.

 

Научность гипотезы определяется с помощью так называемого критерия Поппера. Для более точного определения обратимся к Википедии: 

 

Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение.

 

Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного.

 

Итак, если теорию можно проверить, она является научной. Если нельзя — ненаучной. Однако, повторюсь, ненаучность теории ещё не говорит о её бесполезности в принципе. Я много раз встречал такие утверждения от приверженцев науки, что всё ненаучное априори вредно. С этим я не согласен, т.к. утверждение чересчур категорично и рассматривает предлагаемые теории лишь по одному критерию. 

 

Для примера предлагаю взять на рассмотрение концепцию Кармы. Понятие Кармы присутствует в Индуизме, Буддизме, различных эзотерических школах, и в разных конфессиях трактуется с небольшими отличиями. Поэтому я возьму «усреднённое» понимание и попытаюсь рассмотреть его именно с терапевтической точки зрения. 

 

Предположим, что Иван верит в Карму. Допустим даже, что никакой Кармы на свете не существует. Что происходит с Иваном вследствие этой веры и стоит ли ему беспокоиться?

 

Иван делает добро людям. Потому что знает, что любое зло вернётся к нему же. Если не в этой жизни, то в будущей. Поэтому Иван старается вести нравственную благодатную жизнь. 

 

Делая добро, Иван не ждёт благодарности от людей. Т.к. своими деяниями он УЖЕ заработал плюсик себе в Карму. 

 

Иван не ждёт благодарности, потому что знает, что любой человек волен поступать так, как хочет сам. Поэтому Иван просто принимает людей и мир такими, какие они есть, без осуждения. 

 

Такое принятие обусловлено ещё и тем, что Иван таким образом очищается от прошлых прегрешений. Если с ним произошло что-то нехорошее, он не ропщет и не жалуется. Т.к. по его вере таким образом он очищает свою же душу. Поэтому любое негативное событие Иван принимает с благодарностью — через него он стал светлее и праведнее. 

 

Иван в принципе не жалуется ни на что, потому что знает закон Кармы: «Не хочешь нести один мешок, понесёшь два. Не хочешь два — понесёшь четыре». Поэтому Иван тщательно отслеживает свои мысли, чтобы не допустить какой-либо неблагодарности или осуждения. Ведь неприятности в таком случае только умножатся. А это уже не есть очищение, это есть кармические уроки на будущее. Иван старается извлекать пользу из уроков сразу. 

 

Иван общается со всеми доброжелательно, поддерживая тёплую атмосферу. Более того, он старается и относиться ко всем доброжелательно, ведь просто показывать внешнее добродушие — мало. Иван знает, что он может обмануть другого, но Карму не обманешь. И если он будет врать, то это в конечном итоге к нему же и вернётся. 

 

Иван не обижается на людей, не гневается и не расстраивается. Обижаться нет смысла, ведь любое оскорбление есть проверка его (Ивана) служения Карме. Это ещё один повод доказать, что Иван живёт праведной жизнью. А гнев и печаль — огромные минусы к Карме, что тоже не в интересах нашего героя. 

 

Если у Ивана что-то не получается, или он допускает промах, Иван не судит себя, не упивается чувством вины и самобичеванием. Почему? Конечно же потому, что это опять-таки минус к Карме. Иван просто запоминает, что за ним должок. И старается в следующий раз привнести в мир чуть больше добра, чтобы этот должок закрыть.

 

То есть мы видим, что человек (если он не извратил своими кривыми интерпретациями данную концепцию, а придерживается того, о чём я писал выше) становится высоконравственным и душевно здоровым. Такому человеку самому жить становится легко, и окружающим людям становится с ним легко и приятно. Есть польза? Есть! Даже несмотря на то, что концепция является абсолютно лженаучной. 

 

Поэтому лично я считаю, что клеймить религии и духовные учения как минимум непрофессионально. Разумнее искать пользу, а не правду. Ведь та же религия, например, спасла многих людей, вытянув из болота, в котором человек сам себя топил долгие годы. Спивался человек, но вдруг уверовал и стал исправляться. И вот уже и сам он доволен, и у семьи хороший отец, и окружающим с ним приятно. (Я намеренно упрощаю и сокращаю, дабы не растягивать статью на несколько страниц. А вообще это тема отдельной статьи, если не книги).

 

Безусловно бывает и наоборот, никто с этим спорить не будет. Это уже вопрос разумности подхода, с которым человек идёт в то или иное учение. Как говорят: «Заставь дурака Богу молиться, он себе голову расшибёт». 

 

А главная мысль сей статьи: не Истину ищи, а Пользу. Если подключишь ещё и разум, то восхищения тебе и 100 баллов к Карме! 

 

А у меня на этом всё. 
Будьте здоровы телесно и душевно!

 

 

(5.09.16)


 P.S. 

 Клип для поднятия настроения. Хорошее настроение — плюс к Карме :) 

 



Оставить комментарий

Комментарии: 0